Перейти к содержимому


Фотография

Покраска дюралевой лодки.


В этой теме нет ответов

#1 Федорыч

Федорыч

    Рыбак

  • Модераторы
  • 4 921 сообщений
  • ГородПсков

Отправлено 22 Март 2014 - 10:46

Надёжные схемы окраски дюралевого корпуса

Особенностью схем окраски корпуса мотолодки является то, что здесь нет смысла выделять надводную или подводную часть корпуса либо внутреннюю или наружную часть корпуса, т.к. размеры лодки малы, лодка чаще всего открытая и все поверхности находятся в одинаковых условиях. Сведения о предлагаемых схемах окраски почерпнуты из книг [123]. Из всего многообразия схем покрытий выбраны только те, которые реализуемы в любительских условиях содержания лодки, а именно:

  • не требуют сушки при повышенной температуре;
  • минимально токсичны;
  • доступны через торговую сеть.

Предлагаемые рецепты многократно проверены на корпусах Прогресс-2 (М) и других дюралевых лодок.

Дополнительная справочная информация
 

Перхлорвиниловая система

Перхлорвиниловая система покрытий обладает высокими защитными свойствами, хорошей атмосферостойкостью и удовлетворительной светостойкостью. На лодке, окрашенной по этой схеме, через некоторое время эксплуатации цвет покрытия ниже и выше ватерлинии слегка отличается. Покрытие не размягчается при обливании бензином, керосином и минеральными маслами, оно не стойко к синтетическим маслам. Система рекомендуется для днища, бортов и кокпита лодки.

Как правило, перхлорвиниловые системы покрытий состоят из двух слоёв грунтовки и двух слоёв перхлорвиниловой эмали.

Рецепт №1

Между грунтованием и окраской может быть допущен перерыв до 2 недель. При этом грунт выполняет защитные функции. При необходимости, перед нанесением эмали поверхность обезжиривается ветошью, слегка смоченной ацетоном или бензином Б-70.

    • Грунт ВЛ-02
    • Эмаль ХВ-16 либо ХВ-124

      Грунт наносится кистью с промежуточной сушкой. Эмаль наносится краскораспылителем с промежуточной сушкой. Время сушки сильно зависит от температуры воздуха. Практика показывает, что лучше всего красить при 12-15С. Для покраски вне помещения лучше выбирать тихую погоду, т.к. при сильном ветре расход краски заметно возрастает.

Алкидная система

Алкидные лакокрасочные материалы - наиболее широко применяемые, а значит - широко доступные. Алкидная система покрытий имеет высокую адгезию к металлическим поверхностям, имеет достаточную механическую прочность и хороший декоративный вид. Покрытия стойки к различным видам нефтяных продуктов. Система хорошо работает на днище и бортах лодки, но особенно хорошо - на палубе. Также по этой схеме хорошо красить различные мелкие детали (например, вёсла).

Как правило, алкидные системы покрытий состоят из двух слоёв грунтовки и двух слоёв алкидной (пентафталевой) эмали.

Рецепт №2

  • Грунт ВЛ-02
  • Эмаль ПФ-115

    Грунт наносится кистью с промежуточной сушкой. Эмаль наносится кистью с промежуточной сушкой каждого слоя. Время сильно зависит от температуры воздуха. Повышение температуры сушки последнего слоя сильно улучшает качество покрытия. Если есть возможность досушить покрытие при хотя бы 40С, это стоит сделать.

Эпоксидная система

Система обладает высокими защитными свойствами, стойка к воздействию бензина, керосина и минеральных масел. Покрытия отличаются большой механической прочностью и легко поддаются очистке от загрязнений. Недостатком является меление в атмосферных условиях, что несколько портит внешний вид, но не сказывается на защитных свойствах. На лодке рекомендуется для палубы. Если используется синтетическое моторное масло, то покрытие имеет смысл применить и для моторного отсека.

Как правило, эпоксидные системы покрытий состоят из двух слоёв грунтовки и двух слоёв эпоксидной эмали.

Рецепт №3

  • Грунт ВЛ-02
  • Эмаль ЭП-140

    Грунт наносится кистью с промежуточной сушкой. Эмаль наносится кистью либо распылителем с промежуточной сушкой каждого слоя. Время сушки сильно зависит от температуры воздуха.

О покраске по старым покрытиям

Часто мотолодочник имеет дело с восстановлением покрытия. При этом возникают вопросы:

  1. удалять ли краску полностью или частично?
  2. нужно ли удалять краску до блеска и какие инструменты можно применять?
  3. если старая краска местами остаётся, нужно ли по ней грунтовать?

1. Если старая краска лежит не слишком большим числом слоёв и местами хорошо держится, то удалять её нужно только там, где она плохо держится. Принцип такой: если старую краску удалить трудно, то такое покрытие и работать будет хорошо, поэтому удалять его не нужно.

2. Там, где краска плохо держится, её стоит удалить полностью. Однако применять железные щётки, абразивы по дюралю нельзя, т.к. можно повредить плакирующий слой, нанесённый на листы. Этот слой защищает дюраль от коррозии. Поэтому допускается применять органические смывки и неметаллические скребки для удаления размягчённой краски. Техника удаления простая: на поверхность наносят слой смывки, накрывают полиэтиленом и выдерживают 20-30 минут. После этого краску снимают скребком.

3. Можно красить по старой краске без грунта, но нужно соблюдать следующий принцип:

  • однокомпонентный материал можно класть на двухкомпонентный и однокомпонентный материал
  • двухкомпонентный материал можно класть только на духкомпонентный материал.

В наших рецептах грунт ВЛ-02 - двухкомпонентный, эмали ХВ-16 и ПФ-115 - однокомпонентные, ЭП-140 - двухкомпонетная. Чистые (без краски) места обязательно грунтуются.

Характеристики некоторых материалов

Здесь приведены характеристики применяемых материалов, цитированные по разным литературным источникам.

Грунтовка ВЛ-02 ГОСТ 12707-77 выпускается в виде двух компонентов - основы и кислотного разбавителя. Основа представляет собой суспензию цинкового крона в растворе поливинилбутираля, а кислотный разбавитель 15-15,5%-ный раствор ортофосфорной кислоты в спирте с добавлением воды. Непосредственно перед применением смешивают 4 масс. ч. тщательно размешанной основы и 1 масс. ч. кислотного разбавителя в кислотостойкой таре и до употребления выдерживают 20-30 мин. Грунтовку тщательно перемешивают и разбавляют до рабочей вязкости. Срок годности приготовленной грунтовки 8 ч. Грунтовку наносят краскораспылителем или кистью тонким слоем (6-8 мкм), она быстро высыхает и прочно сцепляется с металлом. По защитным свойствам фосфатирующая грунтовка уступает обычным хроматным грунтовкам. Основным ее назначением является увеличение сцепления и защитных свойств различных систем покрытий, работающих в условиях высокой влажности, особенно в тех случаях, когда поверхность деталей невозможно фосфатировать или оксидировать.

Эмали ХВ-16 различных цветов ТУ 6-10-1301-78 представляют собой суспензии пигментов в растворе перхлорвиниловой смолы с добавкой глифталевой и пластификаторов. Покрытия на основе этих эмалей обладают высокими защитными свойствами. Наиболее целесообразно их применять для защиты изделий или отдельных агрегатов, подвергающихся воздействию высокой влажности и агрессивных продуктов (ядохимикатов, кислот, щелочей, солей и т. п.). Эмали наносят краскораспылителем на поверхности, предварительно загрунтованные акриловыми, алкидными или феномасляными грунтовками. Они высыхают при температуре 15-25°С в течение 1,5-2 ч. Горячая сушка при температуре 60-70° позволяет сократить время сушки до 1 ч и улучшает свойства покрытий. Сушить эмали при температуре выше 80-90° С не допускается, так как это может привести к частичному отщеплению хлористого водорода, продукта весьма опасного в коррозионном отношении.

Эмали пентафталевые ПФ-115 выпускают двадцати цветов. Основа эмали, алкидная смола, получается в результате реакций между пентоэритритом с фталевым ангидридом и жирными кислотами высыхающих растительных масел (льняное, тунговое, дегидратированное касторовое и др.). Плёнки отличаются хорошей атмосферостойкостью. Можно применять на вспомогательных судах для окраски корпуса снаружи, надстроек и внутренних помещений. На остальных судах - во внутренних помещениях.

Эмали ЭП-140 состоят из двух компонентов: красочной пасты и отвердителя. Эмали готовят непосредственно перед применением. Для приготовления эмалей (белой, светло-серой, серой, голубой, темно-голубой, коричневой, зеленой, песочной) смешивают 75 масс. ч. красочной пасты с 25 масс. ч. отвердителя № 2, а для приготовления желтой, красной, черной, защитной эмали смешивают 70 масс. ч. пасты с 30 масс. ч. отвердителя № 2. Для приготовления алюминиевой эмали смешивают 70 масс. ч. основы и 30 масс. ч. отвердителя № 4. После чего на 100 масс. ч. полученной основы добавляют 11 масс. ч. алюминиевой пудры марки ПАП-2. После смешивания компонентов эмали тщательно перемешивают и доводят соответствующими разбавителями до рабочей вязкости. Эмали ЭП-140 всех цветов, за исключением алюминиевого, пригодны для применения в течение 3—5 суток, алюминиевого в течение 4—5 ч. Если в указанном периоде времени вязкость эмалей возрастает, их можно разбавить разжижителем Р-5. Растворитель Р-5 состоит из 30% бутилацетата, 30% ацетона и 40% ксилола. Проценты массовые. Смывка БЭМ-2 является товаром народного потребления и предназначена для удаления покрытий, образованных масляными красками, а также глифталевыми, пентафталевыми и нитроцеллюлозными эмалями. Её состав: 69% метиленхлорида, 26% спирта изобутилового или н-бутилового, 0,5% смолы СВАП-3 или капролактама, 1% парафина, 3,5% ацетилцеллюлозы или этилцеллюлозы.

Режимы сушки

Материал

Температура, С
Продолжительность, ч
ВЛ-02

12-17

18-35

1,5-2,0

1,0-1,5

ХВ-16, ХВ-124

12-17

18-35

2,5-3,0

1,0-2,0

ЭП-140:

первые слои

 

12-17

18-35

9,0-8,0

7,0-6,0

ЭП-140:

последний слой

 

12-17

18-35

18-17

14-12

ПФ-115
18-22
24

Примерный расход материалов

Материал
Расход на один слой, г/кв.м
ВЛ-02
70-80
ХВ-16, ХВ-124
130-150
ЭП-140
200-220
ПФ-115
100-130

Покраска в полевых условиях

Иногда место, где нужно покрасить лодку, не оборудовано ни воздухом, ни электричеством. Если предстоит красить кистью, то это не имеет значения, но если нужно красить рапылителем, то это может стать проблемой. Здесь описана простейшая установка для покраски "Прогресса -2(М)" методом воздушного распыления силами 2х человек.
spray.jpg
Применяется краскораспылитель Адмиралтейского завода, расчитанный для работы под давлением 2-2,5кГ/кв.см. Эти распылители были выпущены в большом количестве, но только первые серии имели алюминиевый корпус - остальные - полиэтиленовый. Распылитель надевается на бутылку ёмкостью 0,25-0,33л. В комплект входит крепление к бутылке и приспособление для контроля вязкости краски. Нужная вязкость достигается добавлением разжижителя. Вместо компрессора в этой установке использовался ножной автомобильный насос с манометром на 6 кГ/кв.см. Насос подключался к распылителю через ресивер - баллон ёмкостью около 2л. Окраска ведётся двумя человеками: один красит, второй качает насос. При достижении в ресивере давления 2-2,5кГ/кв.см распылитель включался. Колебания давления по манометру составляли не более 0,2кГ/кв.см, струя краски была совершенно равномерной. Ещё лучший результат можно получить, если в качестве ресивера использовать автомобильное колесо. Окраска ножным насосом имеет преимущество в том, что не нужен маслоотделитель, который необходим для электрического компрессора. Last updated April 21, 2006 © 2004-2006, A.Gloukhov

 






Рыболовные магазины
Важная информация
Интересно знать
Социальные Медиа